Я рада приветствовать всех, кому будет интересен и полезен моя страничка, кого волнует тема музыкального развития дошкольников, кто неравнодушен к музыке и кто хотел бы помочь малышу приоткрыть окно в мир прекрасного.
Музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребенком. С первого дня рождения ребенок получает ряд впечатлений, среди которых музыкальные - являются основными. Это прежде всего голос мамы с убаюкивающими и ласковыми интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Ребенок радуется!!! Счастливая улыбка и радостное лицо малыша говорят о том, что он уже способен воспринимать красоту окружающего мира.
И нам, взрослым, необходимо лишь развивать данные от природы малышу музыкальные способности, создавая условия для формирования интереса к музыке, приобщая ребенка к музыкальной культуре, побуждая его к признанию доброго, светлого, чистого.
Ритмические палочки, также известные как клавесы, являются примером элементарных шумовых инструментов. Они состоят из двух гладких деревянных палочек, которые задают основной ритм для ансамбля. Изобрел клавесы немецкий композитор и педагог Карл Орф.
Детей можно знакомить с ними уже с самого раннего возраста. Если клавесы отсутствуют, можно начать занятие с использованием средств, имеющихся под рукой: незаточенные карандаши, толстые фломастеры.
Игры с клавесами не только интересны, но и весьма полезны в развитии детей. Они способствуют развитию внимания, памяти, мелкой моторики, речи, сенсорики и чувства ритма. Кроме того, они улучшают координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление и способность согласовывать движения с текстом стихотворения или песни.
Игры с клавесами также развивают воображение и способность конструировать. Так же, использование клавесов помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. При развитии ритмического чувства у детей дошкольного возраста мы должны учитывать индивидуальные особенности, уровень развития, интересы каждого ребенка, с целью получения наилучшего результата каждого воспитанника.
В последние годы наблюдается рост числа детей с нарушениями речи. Развитие чувства ритма является ключевым фактором для прогресса в области речи, облегчает запоминание стихов и способствует развитию интеллектуальных способностей у детей.
Что же такое ритм? Это чередование длительностей, как долгих, так и коротких. А чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, эмоционально ощущать выразительность музыкального ритма и воплощать его в действие. Развитие речи обычно затруднено у детей, у которых слабо развито чувство ритма. Они испытывают трудности в выразительности и интонации речи. Все музыкальные способности сопровождаются сложностями в развитии чувства ритма. Существует мнение, что его невозможно развить, поскольку это врожденное качество. Однако современные исследования и практика педагогов опровергли это мнение. Главное – начать заниматься с детьми как можно раньше. Поэтому развитие чувства ритма стоит включать в занятия с самого раннего возраста.
"Великое наследие"
В предверии празднования 80 годовщины победы в Великой Отечественной Войне, Упраление Образования провело заочный конкурс видеороликов «День Победы в моей семье», на выбор было представлено несколько номинаций. Я выбрала «Великое наследие», как музыкант я не могла не рассказать о великой музыке Дмитрия Дмитриевича Шостаковича «Ленинградская симфония» («Симфония №7»), которая многим людям в блокадном Ленинграде дала надежду на жизнь, подняла дух умирающим от голода и холода. Представляю вашему вниманию свою работу, которая нашла много положительных отзывов и заняла первое место в номинации «Великое наследие».
Виртуальная экскурсия "Новый памятник в полувековой истории БАМа"
В рамках городского конкурса «Виртуальная экскурсия» я создала видеоролик, в котором мультяшный герой девочка Маша знакомит детей с новым памятником, возведённом на городской площади в честь 50 – летнего юбилея БАМа. Ролик адресован детям старшего дошкольного возраста и младшим школьникам, его можно использовать педагогам как в ознакомительных целях, так и для закрепления знаний о достопримечательностях города Тынды. Текст видеоэкскурсии написан и озвучен в стихотворной форме, что способствует лучшему восприятию материала детьми. Приятного просмотра.
Ритмоигры дома
Уважаемые родители, предлагаю Вам и вашим детям разработки музыкально-ритмических игр на развитие: эмоциональности, чувства ритма, ощущения музыкальной формы, восприятия, воображения. Наглядное сопровождение учит детей быть ритмичными, развивает музыкальную память, слух.
В музыке под понятием «ритмичность» можно понимать следующее: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно, упорядоченно чередующиеся, образующие красочные ритмичные рисунки.
Предлагаемый материал объединяет музыкально- дидактические игры на развитие у детей слуха, ритма, музыкального творчества. Играйте, развивайте и приобщайте своих детей к миру музыки.
Осенние посиделки в подготовительной группе "Солнышко"
Одарённые дети в ДОУ
«Одарённость человека – это маленький
росточек, едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать
за ним, сделать всё необходимое, чтобы
он вырос и дал обильный плод».
В.А.Сухомлинский
Среди самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность занимает одно из ведущих мест.
«Одарённые дети» - это дети, «опережающие сверстников в развитии», это потенциал общества, именно они обеспечат его интенсивное развитие.Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии. Создание условий, способствующих развитию одарённости детей ещё в дошкольном возрасте, развитию их разнообразных потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты.
Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своих способностей. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, потребность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав о высоком потенциале ребенка, испытывают смущение и растерянность.
Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка, тем самым удовлетворяя свое родительское тщеславие, постоянно подчеркивая, что их ребенок «талант». Родители при любом возможном случае стремятся продемонстрировать окружающим «выдающиеся способности» сына или дочери, а доказательством одаренности выступают: большое количество выученных ребенком стихов, песен; стремление ребенка к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т.п. Родители озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому записывают его в студии, кружки и пр., руководствуясь скорее соображениями престижа, чем собственными интересами и склонностями ребенка. Зачастую чрезмерная обучающая деятельность, тем более, если она предполагает выполнение большого количества заданий репродуктивного типа, негативно сказывается на одаренности ребенка. Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей. И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка. Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы… вера в детей может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить.
Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности. Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начнется целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов он сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности. Для таких детей обучение должно быть индивидуальное, направленное на развитие их потенциала; оно не должно ограничивать возможности их развития. В своей работе я убедилась, что правильное разучивание песен является самым важным дидактическим приемом в развитии музыкальности у дошкольников. Именно поэтому, музыкально одаренные дети с наибольшим интересом занимаются на музыкальных занятиях. Всегда принимают активное участие в проводимых в детском саду праздниках, утренниках и развлечениях, обладают хорошей памятью, способны запоминать большие роли, которые они в дальнейшем очень артистично преподносят. Такие дети проявляют живой интерес к игре на музыкальных инструментах. У них отличные вокальные данные.
В каждой группе нашего детского сада имеются музыкально одарённые дети, мы – педагоги стараемся развивать и поддерживать их таланты.
Музыкальные игры с предметами
Человек становится человеком в тот момент, когда он берёт что-то в руки и начинает с этим действовать. Когда ребенок двигается без предмета, он двигается на уровне животного. Кора головного мозга практически не используется. Но стоит ребёнку взять в руки предмет…
Ребёнок рождается в человеческом обществе, он должен уметь манипулировать предметами нашей культуры, самыми разными атрибутами.
Поэтому я стараюсь как можно чаще использовать предметы на своих музыкальных занятиях.
Тем более, что музыкальная деятельность в детском саду предоставляет огромный простор для их применения и творческой фантазии.
Предмет, задействованный в танце, может быть сделан собственными руками или приобретен в магазине, главное, чтобы он соответствовал принципам: эстетичность, безопасность, удобство в использовании, прочность.
Яркие атрибуты стимулируют ребёнка к активному участию в танце, упражнении, конкретизирует для детей содержание постановки, помогает более глубоко его переживать. Когда в ритмическое задание вводится предмет, для детей данный предмет начинает выполнять роль игрушки, помогающей им понять смысл и задачи упражнения или танца. И все задания воспринимаются детьми как игра, проходят легко и интересно.
Музыкальные коммуникативные игры - танцы
Музыкальные коммуникативные игры - это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей в межличностные отношения, создание условий для проявления индивидуальных качеств ребёнка.
По сути, коммуникативный игры - это синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. Музыкально–коммуникативные игры сопровождают детей в детском саду, начиная с самых простых в младшей группе, и усложняются по мере взросления в старших группах, приобретая осознанность и четкое выполнение правил игры.
В основе игры чаще всего музыка изобразительного характера, которая подсказывает ход действия сюжетной игры или игры с правилами. В ходе игры даже самые застенчивые дети могут представить себя и почтальоном, и козой, и сапожником… В играх, сопровождаемых песней, непосредственно сам текст подсказывает соответствующие действия.
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания и образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку, формирует социальную активность и умение взаимодействовать в игре со сверстниками.
Подготовка к Новогоднему празднику
Начало декабря, а в детском саду уже идёт активная подготовка к Новогоднему празднику. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихи, тексты песен. На музыкальных занятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздничным утренником. Праздник – дело общее. Но для того, чтобы хорошо сделать любое дело, надо иметь единомышленников. В первую очередь, в лице воспитателей, желающих устраивать праздник, дарить детям радость.
Подготовку к любому утреннику необходимо распределить на несколько этапов, таких как:
1. Знакомство со сценарием и его обсуждение. В ходе обсуждения определяется роль каждого воспитателя, его обязанности, выбираются: ведущий, исполнители взрослых персонажей и дети на ведущие роли. В ходе обсуждения уточняются ключевые моменты праздника.
2. Распределить стихи, т. к. воспитатель, знает, кто выступал на предыдущем празднике, и кто лучше подойдет для чтения того или иного стихотворения. Стихи и роли раздаются детям на дом для совместного разучивания с родителями – воспитатель контролирует этот процесс, для последующей отработки выразительного чтения.
3. Продумать сюрпризный момент, героя (соответственно возрасту детей), который будет присутствовать на празднике, заранее познакомить детей (через художественное слово, мультфильмы, иллюстрации и др.) с ним, чтобы дети имели представление о характере героя, из какой он сказки, что делал в том или ином сюжете.
4. Атрибуты, костюмы, декорации заранее подобрать, померить, отреставрировать. Они должны быть яркими, красочными.
5. Воспитатель наравне с детьми, должен хорошо знать весь ход праздника, все тексты стихотворений, песен, и кто конкретно из детей их читает, танцевальные движения.
6. Перед утренником важно настроить детей на радостное, но ответственное событие в жизни группы, напомнить о правилах поведения на празднике.
Муыкальное занятие в младшей группе "Капитошки"
Музыка детства хороший воспитатель и друг на всю жизнь. Сопутствуя человеку на протяжении всей его жизни, музыка является источником эстетического и духовного наслаждения. Если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даст положительный эффект в формировании его музыкальности.
Музыкальный руководитель в детском саду решает ряд задач:
· Учит играть на музыкальных инструментах
· Учит правильно проговаривать все звуки
· Учит различать характер музыки
· Учит правильно интонировать и петь протяжно
· Развивает желание ребёнка самостоятельно заниматься музыкой
· Развивает культурное сознание
· Развивает эмоциональную отзывчивость на музыку
· Воспитывает интерес к музыкальной деятельности
В этом учебном году ребята младшей группы «Капитошка» стали ходить на музыкальные занятия в зал, познакомились с музыкальным руководителем, и с радостью начали познавать мир музыки.